В подразделе Имущество доступны данные по учету внеоборотных активов, к которым относятся основные средства (ОС) и нематериальные активы (НМА). Раздел доступен только в том случае, если в настройках параметров учетной политики установлен флажок Использовать учет имущества.
Сведения об имуществе
Сведения об имуществе предприятия хранятся в справочнике Имущество.
Обратитесь к нам за консультацией, и наши специалисты помогут вам
Получить консультацию
В справочнике отображаются основные сведения об имуществе: инвентарный номер, начальная стоимость, начисленная амортизация, остаточная стоимость и состояние.
В форме списка можно произвести быстрый отбор имущества по указанному состоянию, а также по организации, посмотреть информацию о последнем периоде, в котором начислялась амортизация, и при необходимости произвести очередной расчет амортизации имущества.
Из меню Операции с имуществом можно быстро оформить все доступные операции с имуществом или перейти в журнал учета документов по имуществу.
Для имущества задаются его тип (Основное средство или Нематериальный актив), способ амортизации (Пропорционально объему продукции или Линейный), начальная стоимость, единица измерения.
Если актив требуется учитывать в налоговом учете, необходимо установить флажок Налоговый учет (УСН). Такой актив автоматически будет отображаться в книге учета доходов и расходов. Для налогового учета ОС уточняются Дата оплаты объекта основных средств и Дата регистрации (дата подачи документов на государственную регистрацию объекта ОС).
С помощью гиперссылок панели навигации можно получить доступ к дополнительной информации о текущем активе: списку документов по имуществу, параметрам и состоянию имущества; построить отчеты по объекту имущества. По гиперссылке Счета учета задаются счета учета актива.
Действия с имуществом, начиная с регистрации нового актива, регистрируются документами, объединенными в журнал Документы по имуществу в подразделе Имущество.
Регистрация нового актива
Для регистрации нового объекта имущества нужно последовательно выполнить два шага:
- Зарегистрировать поступление нового объекта номенклатуры.
- Объект номенклатуры принять к учету в качестве имущества.
Поступление нового объекта номенклатуры регистрируется документом Приходная накладная.
Чтобы зарегистрировать объект номенклатуры в качестве имущества, нужно ввести документ Принятие к учету.
На закладке документа Данные об объекте вложений указываются сведения об объекте номенклатуры: его наименовании, количестве, характеристиках, сумме.
В табличное поле на закладке Имущество вводятся сведения об имуществе, связанном с объектом вложений на первой закладке, структурном подразделении, принимающем актив, и направлении деятельности.
В таблицу подбирается объект из справочника Имущество. Способ амортизации имущества: пропорционально объему продукции или линейный – определяется по данным карточки имущества.
В зависимости от способа амортизации пользователь указывает:
- Срок исп. (мес.) – срок полезного использования объекта имущества, определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию. Используется для расчета амортизации линейным способом.
- Или Объем продукции – информация об объеме продукции, которая должна быть выпущена для полной выработки актива. Объем продукции задается для способа амортизации Пропорционально объему продукции.
Для автоматического начисления амортизации в закрытии месяца при принятии к учету объекта необходимо установить флажок Начислять амортизацию.
Данные проведенного документа сохраняются в специальных регистрах сведений и становятся доступны для просмотра из формы элемента справочника Имущество.
Изменение параметров
Параметры имущества, указанные при его постановке на учет, в дальнейшем можно менять. Для регистрации таких изменений предназначен документ Изменение параметров.
В табличном поле формы документа указываются список активов и новые значения изменяемых параметров.
Амортизация
Амортизация имущества начисляется автоматически согласно сведениям, указанным в документах Принятие к учету имущества и Изменение параметров. Для этого в конце месяца следует ввести документ Амортизация имущества. Документ может быть создан автоматически помощником закрытия месяца.
Для актива со способом начисления амортизации Пропорционально объему продукции до автоматического начисления следует вручную указать объем выработки. Для ввода сведений о выработке активов предназначен документ Выработка имущества. В табличное поле формы документа следует внести перечень активов, указав объем выработки в колонке Количество.
Выбытие имущества
В прикладном решении поддерживаются два способа снятия имущества с учета:
- продажа – регистрируется документом Продажа имущества;
- списание в связи с моральным или физическим износом – регистрируется документом Списание имущества.
Продажа имущества
Документ Продажа имущества предназначен для регистрации факта реализации имущества стороннему контрагенту.
В табличном поле Имущество перечисляются списываемые активы и указываются их параметры, такие как Начальная стоимость, Остаточная стоимость и Амортизация.
Параметры имущества можно заполнить автоматически с помощью кнопки Рассчитать.
Документ доначисляет амортизацию за месяц, в котором осуществляется продажа. В колонке Амортизация всего указывается сумма амортизации за весь период эксплуатации, а в колонке Амортизация за тек. месяц – рассчитанная сумма амортизации за текущий месяц.
Списание имущества
Документ Списание имущества предназначен для регистрации факта списания основных средств и нематериальных активов. При проведении документа выполняется несколько операций:
- доначисление амортизации за месяц списания,
- списание имущества с учета.
В шапке документа в поле Корреспонденция следует указать счет учета, на который будет отнесена остаточная стоимость имущества.
В табличном поле Имущество перечисляются списываемые активы и указываются их параметры, такие как Начальная стоимость, Остаточная стоимость и Амортизация (за весь период эксплуатации и за последний месяц).
Параметры имущества можно заполнить автоматически с помощью кнопки Рассчитать.